ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Государственного учреждения образования «Киселевецкая средняя школа»
1. Общие положения
1.1. Правила внутреннего распорядка для учащихся ГУО "Киселевецкая средняя школа" (в дальнейшем Правила) устанавливают нормы поведения обучающихся в здании и на территории образовательного учреждения с целью создания обстановки, способствующей успешной учебе каждого учащегося и воспитанника, воспитания уважения к личности ребёнка и его правам, развития культуры поведения и навыков общения среди обучающихся, поддержания в учреждении порядка, основанного на сознательной дисциплине и демократических принципах организации образовательного процесса.
1.2. Настоящий документ разработан в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом РБ об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Государственного школьного стандарта, одобренного Постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь 10.05.2022г. №4.11
1.3. Согласно этим Правилам учащиеся имеют одинаковые права, обязанности и ответственность при нахождении в учреждении образования.
1.4. Настоящие Правила являются обязательными для всех учащихся школы.
2. Режим работы школы
2.1. Учреждение начинает работать в 7.30 часов, а заканчивает работу в 18.00 часов. Нахождение обучающихся позднее 18.00 часов в учреждении запрещается, если это не связано с образовательным процессом или проведением вечерних спортивных секций и мероприятий.
2.2. Выходной день в учреждении - воскресенье и праздничные дни. Нахождение учащихся в воскресенье и в праздничные дни в учреждении запрещается, если это не связано с образовательным процессом.
2.3. На каникулах учреждение работает в обычном режиме. Учащиеся на каникулах приходят в школу только в те дни, на которые запланированы мероприятия и только при наличии с ними учителя или классного руководителя.
3. Распорядок учебного процесса в школе:
3.1. Занятия проводятся в одну смену. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I и II ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий по профессиональной ориентации.
3.2. Учебные занятия проводятся по расписанию в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными в установленном порядке.
3.3. Расписание занятий составляется заместителем директора по учебной работе, утверждается директором школы и доводится до сведения учащихся классными руководителями.
3.4.Продолжительность всех видов аудиторных (классных) занятий определяется академическим часом. Продолжительность академического часа (урока) - 45 минут. Количество уроков, занятий регулируется расписанием учебных занятий.
3.5. Продолжительность перерывов между учебными занятиями – в соответствии с САНиПИН.
3.6. Учащиеся, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные предметы на факультативных занятиях и повышенном уровне в рамках профильного обучения в пределах количества учебных часов, установленных типовым учебным планом Министерством образования Республики Беларусь.
4. Основные права обучающихся
Учащиеся имеют право на:
4.1. Получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
4.2. Создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
4.3. Получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;
4.4.Уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
4.5. Охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
4.6. Пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
4.7. Бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;
4.8. Участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);
4.9. Отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
4.10. Создание благоприятных условий для самообразования;
4.11. Объективную оценку знаний;
4.12. Сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
4.13. Обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
4.14. Посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
4.15. Выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
4.16. Изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;
4.17.п Получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;
4.18. Получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;
4.19. Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;
4.20. Поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
4.21. Получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
4.22. Участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
4.23. Участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;
4.24. Защиту от любых противоправных посягательств;
4.25. Неприкосновенность личности.
5. Основные обязанности учащихся
Учащиеся обязаны:
5.1. Соблюдать Устав, выполнять решения Совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;
5.2. Уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;
5.3. Находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);
5.4. Покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);
5.5. Добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
5.6. Посещать классные и информационные часы;
5.7. Участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;
5.8. Решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;
5.9. Бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;
5.10. Заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;
5.11. Немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (руководству учреждения) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
5.12. Заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
5.13. Размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;
5.14. Соблюдать деловой стиль одежды;
5.15. Использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
5.16. Иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
5.17. Иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
5.18. Аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;
5.19. Еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
5.20. Предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;
5.21. Соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.
Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:
- не выполнять требования педагогических работников;
- курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;
- приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
- нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;
- пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
- пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;
- пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
- проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;
- разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;
- употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;
- пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
- в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
- во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
- покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) руководством учреждения.
Иные права и обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
6. Правила поведения учащихся
6.1. Порядок посещения учащимися учебных занятий.
6.1.1.Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
6.1.2. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.
6.1.3. Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
6.1.4. В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного члена руководства учреждения.
6.1.5. В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного члена руководства учреждения.
6.1.6. Руководитель, или его заместители, вызывают в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.
6.1.7. Руководитель, или его заместители, после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.
6.1.8. В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования.
6.1.9. В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
6.1.10. Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:
- занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;
- готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;
- ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
6.1.11. Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
6.1.12. Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.
6.1.13. При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
6.1.14. О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.
6.1.15. Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
6.1.16. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.
6.1.17. Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
6.1.18. Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.
6.1.19. Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.
6.1.20. По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
6.2. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.
6.2.1. В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
6.2.2. Уважительной причиной считается:
- болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
- экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
- пропуск занятий по договоренности с руководством учреждения (по письменному заявлению законных представителей);
- участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
6.3. Дежурство учащихся.
6.3.1. В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному члену руководства, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.
6.3.2. В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.
6.3.3. Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.
6.4. Порядок нахождения учащихся на перемене.
6.4.1. Перемена предназначена:
- для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
- отдыха и физической разминки;
- приема пищи;
- проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;
- подготовки к уроку, иное;
6.4.2. При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
6.4.3. Во время перерывов учащимся запрещается:
- шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
- толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
- кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
- употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
6.5. Порядок нахождения в местах массового пребывания.
6.5.1. Столовая.
В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.
Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.
Учащиеся выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.
Употреблять блюда, напитки, продукты питания, принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.
6.5.2. Спортивный зал.
Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.
Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.
Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.
Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
6.5.3. Санитарные комнаты.
При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;
Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
6.5.4. Гардероб.
По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.
В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному члену руководства.
Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.
В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их гардеробщику или дежурному учителю.
6.6. Порядок посещения учащимися мероприятий во внеучебное время.
6.6.1. Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.
6.6.2. Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, руководителя).
6.6.3. Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту
макияж.
6.6.4. Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.
6.6.5. Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
6.6.6. Учащиеся обязаны соблюдать требования о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
6.6.7. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.
6.6.8. Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
6.7. Требования к внешнему виду учащегося.
6.7.1. Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды, в том числе и наличие «эмблемы» на элементах одежды делового стиля.
6.7.2. Совет учреждения образования имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготавливается одежда делового стиля.
6.7.3. В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.
6.7.4. При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
- спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
- вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
- грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
- верхняя одежда и головные уборы;
- обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
6.7.5.Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.
6.8. Требования по обеспечению сохранности материальных ценностей образовательного учреждения.
В целях обеспечения сохранности материальных ценностей школы учащимся запрещается:
- Приводить с собой или приглашать в помещения школы посторонних лиц без разрешения руководителя или его заместителей;
- Наносить материальный вред школе (помещениям, мебели, оборудованию, приборам, инвентарю, книжному фонду, театральным костюмам, столовым приборам и т. п.), в том числе:
царапать, вырезать, делать надписи и рисунки (наносить "граффити"); приклеивать наклейки, жвачки; бить стекла и т. п.; выносить мебель, имущество, оборудование и другие материальные ценности из помещений школы без разрешения учителя, классного руководителя.
6.9. В целях экономии расходования электроэнергии учащиеся обязаны:
- Не включать электроосвещение в помещениях школы, в которых осуществляется образовательный процесс, если в этом нет нужды;
- Не оставлять включенным электроосвещение в помещениях, в которых не осуществляется образовательный процесс, а также во время перерывов;
- Своевременно отключать электроосвещение в помещениях, в которых осуществляется образовательный процесс, если в этом нет нужды.
- В целях экономии расходования воды учащиеся обязаны постоянно закрывать за собой водопроводные краны.
- В целях экономии расходования тепла учащимся запрещается без необходимости открывать окна в помещениях и тем более оставлять их открытыми на ночь.
7. Правила пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи)
7.1. В здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
7.2. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.
Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
7.3. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
7.4. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.
7.5. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с директором (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования.
8. Поощрения и дисциплинарная ответственность учащихся
8.1. В качестве поощрения к учащимся могут применяться следующие меры:
- объявление благодарности;
- награждение грамотой;
- награждение ценным подарком;
- занесение на доску Почета учреждения образования;
- написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего учащегося;
- иные меры.
8.2. Поощрение объявляется приказом руководителя учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле учащегося.
8.3. За совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение устава и правил для учащихся учреждения образования) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- отчисление.
8.4. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
8.5. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования.
Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ВНЕШНЕМУ ВИДУ УЧАЩИХСЯ
1. Тело
1.1. Тело учащегося, в том числе руки, зубы, нос, волосы, ноги и т. д., должно быть чистым и не издавать неприятных запахов, а также резких запахов парфюмерии.
1.2. Ногти у учащегося должны быть подстрижены.
1.3. Запрещается учащемуся наносить татуировки на тело, в том числе переводные (смываемые).
1.4. Учащийся должен иметь при себе чистый носовой платок.
2. Одежда и обувь
2.1. Учащимся запрещается находиться в школе в верхней одежде (пальто, куртка, плащ и т. п.), а также в головном уборе (шапке, кепке, панаме, косынке и т.д.), кроме случаев, когда это разрешено руководством школы.
2.2. Уличная и сменная обувь у учащихся должны быть чистыми;
2.3. На учебных занятиях в школе принят деловой стиль одежды и обуви у учащихся; для мальчиков (юношей) - пиджак, жилетка (по желанию) и классические брюки однотонного темного цвета (синий, чёрный, серый), светлая однотонная рубашка, галстук темного цвета, обувь - туфли, босоножки на небольшом каблуке в тон костюму; для девочек (девушек) - пиджак и юбка средней длины, или жилетка и юбка средней длины, или пиджак и брюки классического покроя однотонного темного цвета (синий, чёрный, серый), светлая однотонная блузка, обувь - туфли, босоножки на небольшом каблуке в тон костюму.
2.4. Для торжественных мероприятий у учащихся может быть следующая форма: для мальчиков (юношей) - пиджак, жилетка (по желанию) и классические брюки однотонного темного цвета (синий, чёрный, серый), белая рубашка, галстук темного цвета, обувь - туфли в тон костюму; для девочек (девушек) - пиджак и юбка средней длины однотонного темного цвета (синий, чёрный, серый), белая блузка, обувь - туфли в тон костюму.
2.5. На внеклассные мероприятия, вечера отдыха, дискотеки и т. п. учащимся разрешается носить одежду свободного стиля.
2.6. На занятия по физической культуре и здоровью учащиеся должны приходить в спортивной форме (спортивные трусы, майка, футболка, спортивные брюки или спортивный костюм) и в спортивной обуви: кроссовки, кеды.
2.7. На уроках технического и обслуживающего труда у учащихся должна быть следующая спецодежда: халат для мальчиков и фартук и косынка для девочек.
3. Прическа
3.1. Прическа у мальчиков (юношей) - короткая классическая или модельная стрижка, у девочек (девушек) - волосы любой длины, при условии, что они аккуратно прибраны.
3.2. Запрещается учащимся ношение челок, если они закрывают глаза, а также стрижка наголо, типа "панки", косичек у юношей.
3.3. Запрещается учащимся окрашивать волосы в разные вызывающие яркие цвета.
3.4. Волосы у учащихся должны быть чистыми и аккуратно причесанными. Учащиеся (при необходимости) должны иметь при себе расческу и зеркальце.
4. Макияж
4.1. Запрещается учащимся при нахождении на учебных занятиях использовать вызывающий яркий макияж (красить губы, щеки, ресницы, веки и т. п.).
4.2. При проведении внеклассных мероприятий учащимся старших классов допускается использовать макияж только в минимальных объемах.
5. Маникюр
5.1. Допускается учащимся при нахождении на учебных занятиях использовать маникюр (красить ногти лаком спокойных оттенков), кроме наклеивания накладных ногтей и наращивания ногтей и т. п.).
Приложение 2
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧАЩЕГОСЯ
1. Учащиеся на протяжения всего курса обучения в школе должны стремиться:
1.1. Быть трудолюбивыми; прилагать максимальные усилия для изучения общеобразовательных наук.
1.2. Быть честными, говорить всегда только то, что думаешь, не лгать.
1.3. Не обижать людей, не делать им зла.
1.4. Быть добрыми, уметь прощать и не мстить другим.
1.5. Терпимо относиться к другим людям, которые:
Имеют недостатки в своем физическом развитии;
Имеют успехи в своем физическом развитии;
Значительно отстают в учебе от остальных;
Имеют большие успехи в учебе;
Кому-либо по каким-либо причинам не нравятся.
1.6. Оказывать помощь нуждающимся в ней; не проходить мимо человеческой беды, ссылаясь на свою занятость.
1.7. Быть ответственными за свои поступки.
1.8. Выполнять данные кому-либо обещания; не давать обещаний, которые не исполнишь.
1.9. Не унижать (не дискриминировать) других по расовым, национальным, религиозным признакам, в зависимости от успеваемости в школе, от социального происхождения, материального и общественного положения родителей учащегося.
1.10. Не сквернословить.
1.11. Не присваивать оскорбительные клички (прозвища).
1.12. Не употреблять свою силу, физическое превосходство во вред другим.
1.13. Не быть завистливыми, жадными.
1.14. Не заискивать перед другими.
1.15. Не докладывать (доносить) о действиях (поступках) других с выгодой для себя; не добиваться успеха за счет других.
1.16. Не присваивать чужое
1.17. Уважать старших, пожилых людей.
1.18. Относиться к другим так, как они хотели бы, чтобы к ним относились.
Приложение 3
ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
СТОЛОВОЙ ШКОЛЫ
1. Учащиеся пользуются столовой на переменах в соответствии с графиком посещения столовой, утвержденным директором школы, в сопровождении учителя или классного руководителя.
2. Учащиеся при посещении столовой обязаны:
2.1. Соблюдать "Требования по мерах безопасности для учащихся при посещении столовой";
2.2. Соблюдать следующие правила культурного приема пищи:
При приеме пищи в столовой учащимся запрещается:
Принимать пищу в верхней одежде, головных уборах и в спецодежде;
Широко открывать рот, жевать пищу с открытым ртом, "чавкать";
Брать в рот большие порции и куски пищи;
Разговаривать с полным ртом;
Громко прихлебывать жидкую пищу;
Стучать ложкой, вилкой по столовой посуде.
Косточки из рыбы тоже разрешается вынимать не только вилкой, но и пальцами, придерживая корочкой хлеба. Пальцы при этом необходимо вытирать салфеткой, а после приема пищи помыть.
Гарнир (овощи, картошку, макароны, вермишель) необходимо набирать на вилку с помощью хлебной корочки.
Не рекомендуется есть ложкой то, что можно есть вилкой.
Не разрешается косточки из компота выплёвывать прямо на блюдце, стол и т. п. Необходимо поднести ложку ко рту, выплюнуть на неё косточку и положить на блюдце. Запрещается вытряхивать оставшиеся фрукты, ягоды, сухофрукты непосредственно из стакана в рот. Их необходимо доставать ложкой.
При необходимости что-нибудь взять со стола нельзя тянуться через весь стол, нужно тихонько попросить соседа, чтобы он передал необходимое.
Запрещается:
Слизывать с тарелки остатки пищи;
После приёма пищи ложку и вилку класть на стол. Их необходимо класть на свою тарелку;
После приёма пищи ставить свою тарелку на тарелку соседа, не спросив у него разрешения;
Допускать случаи падения пищи на стол;
Допускать случаи падения пищи, посуды и столовых приборов на пол;
Катать шарики из хлеба, крошить его, бросаться хлебом и другими
продуктами питания;
Приводить пищу других учащихся в состояние, непригодное для приема (сыпать соль, сахар или другие специи в пищу и т. п.);
Сидеть боком к столу или положив ногу на ногу;
Читать за едой.
3. Учащиеся обязаны:
3.1. Бережно относиться к имуществу столовой. Запрещается ломать мебель, столовые приборы, бить посуду.
3.2. Уважительно относиться к работникам столовой, выполнять их указания.
4. Учащимся запрещается выносить пищевые продукты, посуду и столовые принадлежности из столовой, в том числе с целью их хищения.
Приложение 4
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ДЕЖУРСТВ В ШКОЛЕ
1. Обязанности дежурных учащихся по классу:
Убрать мусор, имеющийся в классе.
Помыть классную доску, губку до начала урока.
Обеспечить класс мелом до начала урока.
Расставить в необходимом порядке ученические столы, стулья.
Не допускать в класс посторонних.
Помочь учителю в подготовке к уроку (установить, повесить наглядные пособия и т. п.).
Находиться в классе во время перемены.
Перед началом урока подать учителю список учащихся, отсутствующих на данном уроке.
Сообщить учащимся или учителю об изменениях в расписании учебных занятий.
После окончания занятий полить цветы, находящиеся в классе.
Сдать класс дежурному учителю.
2. Обязанности дежурных учащихся по столовой:
Контролировать выполнение учащимися Правил посещения столовой и Требований безопасности при посещении учащимися столовой.
Не допускать вынос учащимися пищи из столовой.
После приема пищи протереть столы и расставить стулья возле столов.
3. Обязанности дежурных учащихся по школе:
üЯвиться на место своего дежурства сразу по окончании урока, за
исключением времени, отведенного для обеда.
üКонтролировать выполнение учащимися требований Правил
внутреннего распорядка для учащихся на закрепленных за каждым дежурным участки школы (вестибюлях, в раздевалках, холлах, рекреациях, коридорах, на лестничных маршах и т. п.), и в том числе:
üВыполнение учащимися своих обязанностей;
üПорядок нахождения учащихся на перемене;
üПравила пользования учащимися электронными средствами связи,
защиты, записи и воспроизведения звука и изображения в школе;
üТребования, предъявляемые к внешнему виду учащихся;
üПравила культуры поведения учащихся в школе;
üСоблюдение учащимися требований безопасности в школе;
üОбеспечение сохранности (помещений, мебели, оборудования и
т.п.);
üОбеспечение чистоты и порядка в школе;
üОбеспечение экономного расходования электроэнергии, воды,
тепла и других материальных ресурсов в школе;
üНедопущение дезорганизации образовательного процесса в
отдельном классе и школе в целом.
4. Незамедлительно сообщать дежурному учителю, дежурному администратору о невыполнении учащимися требований Правил внутреннего распорядка для учащихся и о произошедших авариях, происшествиях, несчастных случаях.
5. По окончании дежурства сообщить дежурному учителю об итогах дежурства.
6. Обязанности дежурных учащихся во время проведения культурно-массовых мероприятий:
üЯвиться на место своего дежурства в назначенное время.
üКонтролировать выполнение учащимися требований Правил
внутреннего распорядка для учащихся на закрепленных за каждым дежурным участках школы (вестибюлях, в раздевалках, холлах, рекреациях, коридорах, на лестничных маршах и т. п.), и в том числе:
üВыполнение учащимися своих обязанностей;
üПравила культуры поведения учащихся в школе;
üСоблюдение учащимися мер безопасности в школе;
üОбеспечение сохранности школьного имущества (помещений,
мебели, оборудования и т. п.);
üОбеспечение чистоты и порядка в школе;
üОбеспечение экономного расходования электроэнергии, воды,
тепла и других материальных ресурсов в школе;
üНедопущение дезорганизации проведения культурно-массовых
мероприятий.
üНезамедлительно сообщать дежурному учителю, дежурному
администратору о невыполнении учащимися требований Правил внутреннего распорядка для учащихся и о произошедших авариях, происшествиях, несчастных случаях.
Приложение 5
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ ШКОЛЫ
1. Пользователи библиотеки имеют право:
1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах.
1.2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки.
1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.
1.4. Получать в пользование на абонементе печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации.
1.5. Продлевать срок пользования документами.
1.6. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки (исключение: справки повышенной сложности).
1.7. Получать консультационную помощь в работе с информацией на традиционных носителях, при пользовании электронным оборудованием.
1.8. Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.
1.9. Совместно с библиотекой создавать клубы, объединения по интересам, общества друзей библиотеки, чтения, книги.
1.10. Обращаться в случае конфликтной ситуации с работниками библиотеки к директору общеобразовательного учреждения.
1.11. Оказывать практическую помощь библиотеке.
2. Пользователи библиотеки обязаны:
2.1. Соблюдать Правила пользования библиотекой.
2.2. Соблюдать инструкцию о мерах безопасности в библиотеке.
2.3. Не входить в верхней одежде.
2.4. Не пользоваться в помещении библиотеки мобильным телефоном.
2.5. Не принимать пищу, напитки, не грызть семечки.
2.6. Соблюдать тишину и культуру поведения.
2.7. Сообщить при записи в библиотеку необходимые сведения для заполнения формуляра читателя.
2.8. Бережно относиться:
üК печатным изданиям (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок, копирования рисунков и т. п.);
üЭлектронным носителям;
üМебели.
2.9. Поддерживать порядок расстановки книг в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках.
2.10. Пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями только в читальном зале библиотеки.
2.11. При получении произведений печати и иных документов пользователь должен убедиться в отсутствии в них дефектов, а при обнаружении - проинформировать работника библиотеки.
2.12. Не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в формуляре читателя.
2.13. Расписываться, за исключением учащихся 1-4 классов, в формуляре читателя за каждую полученную книгу.
2.14. Проходить ежегодно перерегистрацию с предъявлением всей числящейся за ними литературы в установленные библиотекой сроки.
2.15. Возвращать книги в библиотеку в установленные сроки.
2.16. Пользователи, ответственные за утрату или порчу книг библиотеки, или их родители (законные представители учащегося) обязаны заменить их равноценными, при невозможности замены - возместить реальную рыночную стоимость книг.
2.17. По истечении срока обучения или работы в образовательном учреждении пользователи обязаны вернуть взятые в библиотеке книги. Личное дело учащегося и обходной лист работника по истечении срока обучения или работы в образовательном учреждении без соответствующей пометки о возврате всех книг, взятых в библиотеке, не выдаются.
3. Порядок пользования библиотекой:
3.1. Порядок записи в библиотеку:
üЗапись учащихся в библиотеку проводится в индивидуальном
порядке по списку класса, а педагогов, сотрудников, родителей (законных представителей учащихся) и сторонних пользователей - по паспорту;
üПри записи в библиотеку читатель должен ознакомиться с
Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей личной подписью в формуляре читателя;
üНа каждого читателя библиотеки заполняется формуляр читателя
установленного образца, который подтверждает право на дальнейшее пользование библиотекой;
üФормуляр читателя является документом, удостоверяющим факты
получения пользователем книг из фонда библиотеки и приема их обратно работником библиотеки (записи в формуляре читателя: наименование книг, дата выдачи, подпись в получении, подпись о возврате книг).
3.2. Порядок пользования абонементом:
üПользователи имеют право получить на дом одновременно не
более 20 книг (вместе с учебниками).
üСроки пользования документами:
üУчебники, учебные пособия - учебный год;
üЛитературные произведения, изучаемые по программе на уроках,
выдаются на срок в соответствии с изучения соответствующих литературных произведений;
üНаучно-популярная, познавательная, художественная -1 месяц;
üПериодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней.
üРедкие и ценные издания на дом не выдаются.
üПользователи могут продлить срок пользования документами,
если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
üПри получении книги пользователи обязаны расписаться
формуляре читателя за каждую полученную книгу, взятую в пользование.
üПри возвращении книг работник библиотеки обязан расписаться в
формуляре читателя против каждой возвращенной в библиотеку книги.
4. Ответственность пользователей:
4.1. В случае, когда пользователь библиотеки получил книги, в которых имелись дефекты, а он не просмотрел эти книги на предмет наличия в них дефектов, а соответственно не доложил библиотекарю об их наличии, то ответственность за порчу книг будет нести этот пользователь.
4.2. При нарушении сроков пользования книгами без уважительных причин к пользователям в установленном порядке могут быть применены санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой).
4.3. Пользователь, который потерял или испортил книгу, обязан заменить её соответственно такой же, в том числе копией в переплете или заменить её равнозначной книгой.
4.4. За утерю или порчу книги несовершеннолетним пользователем ответственность несут его родители, опекуны или попечители.
4.5. Умышленная порча или хищение книг из библиотеки предусматривает административную ответственность (родителей учащегося) или уголовную ответственность самого пользователя.