Виртуальная панорама педагогического опыта
«Родительский университет» - сотрудничество семьи и школы в интересах развития ребенка»
Родительский форум идей
«В поисках формулы успешного лета»
ОБОСНОВАНИЕ
В целях реализации «Программы родительского университета» на III ступени «Мой ребенок старшеклассник» был проведён опрос родителей, какие вопросы их волнуют? Было выявлено, что одной из проблем является организация занятости детей в летний период. Родители не всегда имеют необходимый багаж знаний умений и навыков, а зачастую и времени, чтобы с пользой организовать досуг детей в летней период.
Поэтому одной из тем «Родительского университета» для родителей старшеклассников стала тема «В поисках формулы успешного лета». Было проведено родительское собрание, на котором были предложены различные формы занятости детей в летний каникулярный период, а также раскрыта роль трудового воспитания в формировании подростков.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА»
Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей
Ход собрания
Добрый день уважаемые родители! Тема собрания: «Трудовое воспитание подростка».
Семья является самой естественной, самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду.
Семья, как и школа, оказалось в новых условиях трудового воспитания. Мы вступили в период рыночных отношений.
Для успешного развития рынка необходим человек, в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеется на себя и верить в успех; проявлять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любезным, вежливым, производить впечатления надежности и нравственной безупречности. Это и будет человек рынка.
Качество личности, к воспитанию которых должны приложить усилия в семье - это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая дисциплина труда; неприятие рвачества и халтуры.
Одна из проблем сегодня – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства достижений жизненного успеха. Семья призвана помочь детям разобраться в современной ситуации, отделить временное сиюминутное - от главного, постоянного. Убедите, что без честного труда, хорошей жизни не будет. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного. Тот, кто не понимает этого разрушает в себе человека.
Хотя в большинстве семей постоянно занимаются трудовым воспитанием, существует ряд нерешённых проблем, в подготовке молодёжи к труду, в первую очередь, в формировании у неё трудолюбия и прилежания.
В подростковый возраст дети вступают с неодинаковым уровнем развития трудолюбия; с разнообразными мотивами труда, с далеко не одинаковыми навыками, умением и привычкой трудиться. Некоторые не приучены заниматься трудом как физическим, так и умственным. Но у любого подростка есть немало положительных качеств, потребностей и стремлений, опираясь на которые можно устранять отрицательные влечения и склонности, формируя при этом положительные качества, в том числе и трудолюбие. Главное - быть твёрдо уверенным в его возможности стать лучше.
Осуществляя трудовое воспитание подростков, следует учитывать, что подросток, считая себя взрослым человеком, стремится доказать это делом. Он хочет полной самостоятельности в выполнении порученного дела, простора для творчества, которое позволило бы ему доказать свою взрослость. Опека над ним рождает протест с его стороны, нередко ведёт к ссоре с опекающими. Едва опека приобретает длительный характер, подросток, внутренне примиряясь со своим положением, становится исполнителем по принципу «от и до».
Родители должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходимость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель. Достижению поставленной цели он подчинит свои мысли, желания, волю.
На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение к труду. Какие бы умные, правильные слова ни говорили они о роли и значение труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознание детей. В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квартире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помогают им. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. Бережное отношение отца и матери к предметам быта формирует у ребенка ценные качества хозяина.
Успеваемость подростка в средних классах часто снижается потому, что ребенку не достает организованности в работе. Его надо учить работать быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Но не в коем случае не освобождать от домашних обязанностей, ведь ребята стали старше, физически окрепли, приобрели больше знаний о жизни. Ребенку необходимо больше самостоятельности, создавать условия проявления инициативы, преодоления трудностей.
Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.
Успешное воспитание у детей трудовых качеств во многом зависит от организации семейного хозяйства. При разумном организованном семейном хозяйстве у детей не произвольно возникают и закрепляются такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, бережность, предупредительность, ответственность.
В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные – поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка- у младших подчинение семейной традиции.
В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности.
Родителям необходимо воспитывать у детей бережность и ответственность, так как ориентация в финансовых вопросах невозможна без знаний и опыта, прививаемых с детства. Не только слова, но и обстоятельства должны научить ребенка тому, как зарабатывать и ценить деньги. Начинать можно с копилки. Карманные деньги тоже следует давать. Так со временем вырабатывается взрослое разумное экономическое поведение.
Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. Они должны принимать участие в обсуждении финансового бюджета. Здесь польза многократная. Ребенок приобретает полезный жизненный навык, учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями. Он ощущает за собой право голоса в решение семейных финансовых проблем.
У детей важно сформировать четкое представление о трудовом источнике заработка. Хорошо, если ребенок знает, как вы зарабатываете деньги. Рассказывайте ему о своей работе, при возможности берите его на работу. От родителей не должна исходить ориентация на праздность. Не следует становиться и «трудоголиком». Это может отпугнуть ребенка от труда. Идеальный способ выявить для ребенка связь между трудом и заработком - оплачиваемый детский труд. У нас школе уже на протяжении 10 лет дети трудятся в лагере труда и отдыха. Это одна из возможностей занятости подростков в период летних каникул и заработка денег на свои нужды.
Семья, воспитывая у ребенка трудолюбие, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии, к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Но подросток не всегда может оставить выбор на той профессии, которая отвечает его физическим и психологическим особенностям: у него не хватает жизненного опыта, он предрасположен к переоценке своих способностей. Семья выступает важнейшим фактором в определении жизненного пути ребенка в выборе им профессии. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить. Ну и когда говорим с ребятами о проблеме «Кем стать», надо помнить, что в первую очередь надо стать настоящим человеком. Важно в каждом специальности быть честным, работоспособным, внимательным. Рассказы матери, отца, их друзей о том, как они работают, что творят и созидают, - все это захватывает ребят. Очень важно, чтобы у ребят складывались правильные представления о месте и значении той или иной профессии, о ее содержании, требованиях, которые она предъявляет человеку.
Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.
На сегодняшний день роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Важной частью трудового воспитания и обучения выступает овладение трудовыми умениями и навыками. Труд является фундаментом воспитания. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. С помощью трудовой деятельности дети познают окружающий мир в действительности, применяют теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.
Труд оказывает позитивное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.
Организованный отдых во время каникул является одной из форм воспитания и занятости детей. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита, время оздоровления. Решается проблема «карманных денег» у несовершеннолетних. Воспитательная ценность такого вида организации отдыха состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга обучающихся, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой, трудовой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Прошёл круглый стол-обсуждение (диалог с родителями по организации летнего оздоровления несовершеннолетних).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ПРОЕКТА
Цель: установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. при организации.
Задачи:
- образовательно-просветительская работа с родителями;
- организация эффективного сотрудничества и партнёрства родителей обучающихся и учреждения образования;
- содействие формированию патриотизма, нравственности и гражданственности;
- формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасной жизнедеятельности;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания, содействие развитию навыков самообразования родителей.
Совместные мероприятия с родителями
№ п/п
|
Содержание
|
Место проведения
|
-
|
Папа, мама, я спортивная семья
|
Школьный стадион
|
-
|
Экскурсия на «Труд моих родителей»
|
предприятия аг. Киселёвцы: ОАО «Киселёвцы (молочно-товарная ферма, механизированный двор, комплекс по выращиванию КРС), УЗ «Киселевецкая АВОП, почтовое отделение)
|
-
|
Концерт «Деревенька моя» (для родителей и жителей деревни)
|
Сельский клуб
|
-
|
На туристическую тропу с родителями
|
Лесной массив аг. Киселёвцы
|
-
|
Митинг, посвященный памяти сожжённым деревням
|
Д. Орёл
|
-
|
«Трудом славен человек» (торжественное вручение трудовых книжек
|
Фойе школы
|
ИДЕЯ СМЕНЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В лагере труда и отдыха «ЛТО» трудились и отдыхали 20 воспитанников 14 -17 лет.
Ориентиром проведения оздоровительной кампании стали мероприятия, направленные на проявление созидательной инициативы по благоустройству малой родины, создание благоприятных условий для изучения, сохранения и развития родного края.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
Основные направления деятельности лагеря
Направление
|
Ожидаемые результаты
|
Критерии
|
Методы
|
Патриотическое
|
- Формирование интереса к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю.
- Умение работать с литературой, самостоятельно собирать информацию.
- Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края.
- Включенность участников программы в социально значимые акции.
|
|
Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры. Посещение музеев, исторических мест родного края.
Выставки детских работ.
|
Спортивно-оздоровительное
|
- Укрепление физического и психического здоровья детей.
- Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни.
- Знание элементарных правил личной гигиены.
- Сформированная осознанная потребность в ежедневной утренней зарядке.
- Знание элементарных правил личной безопасности.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Отсутствие травматизма.
- Выполнение режима дня, знание основ правильного питания.
- Знания об отрицательном воздействии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков и др.
- Знания об опасных для жизни и здоровья ситуациях; умение правильно повести себя в такой ситуации (правила поведения с незнакомым взрослым, на проезжей части и т.д.)
|
|
Антропометрические показатели.
Педагогическое наблюдение.
Анкетирование.
|
Досуговое
|
полноценного
культурного досуга воспитанников.
- Возникновение потребности в организации своего свободного времени, полноценного досуга.
|
- Желаниеучастия вмероприятиях.
- Количество участников мероприятий.
- Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий.
- Ребенок - активный участник массовых мероприятий.
|
Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение, оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников).
Анкетирование.
Беседы.
|
Творческое
|
- Приобретение новых и совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
- Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей.
- Саморазвитиедетей и подростков.
|
- Желание детей принимать участие в работе кружков.
- Выставочная деятельность, качество представленных на выставку изделий, поделок.
- Личная заинтересованность в проведении КТД.
- Желание детей и после смены заниматься выбранным видом творческой деятельности.
|
Наблюдение.
Выставки: уровень работ, количество работ.
Участие в конкурсах и концертах.
|
Социально- адаптационное
|
- Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях.
- Создание временного коллектива с характеристиками доброжелательности, терпимости, взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.
- Приобретение опыта общения во вновь созданных временных коллективах.
- Умение совместно работать и отдыхать.
|
Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения.
- Доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание, проявление чуткости к людям.
- Организованность и активность детей отряда.
|
Педагогическое наблюдение.
Беседа.
Анкетирование.
|
Трудовое
|
- Приобретение трудовых практических умений и навыков.
- Уход за растениями на пришкольном участке.
|
- Количество и качество проводимых трудовых мероприятий.
- Прополка сорняков, рыхление, прореживание, полив, видовая прополка зерновых культур
|
Наблюдение.
Смотр объектов труда.
Оценка деятельности труда.
|
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направления деятельности органов самоуправления
в системе лагеря труда и отдыха «МГТО»
Функции и дела «Совета лагеря»:
— руководит организацией и проведением коллективных творческих дел;
— организует и проводит общелагерные праздники, мероприятия и вечера;
— распределяет между воспитанниками поручения по подготовке мероприятий;
— проводит тематические акции.
Функции и дела органа «Комитет культуры»:
- организация и подготовка экскурсий, встреч;
- подготовка материала для проведения экскурсий;
- организует участие ребят в проведении творческих мероприятий;
- организует участие ребят в разработке сценариев мероприятий.
Функции и дела органа «Спорта и туризма»:
— организует и проводит общелагерные соревнования, спортивные праздники, мероприятия, походы и экскурсии;
— распределяет между воспитанниками поручения по подготовке мероприятий.
Функции и дела органа «Педагогика здоровья»:
— распределяет «зоны заботы» и осуществляет постоянный контроль над чистотой в этих зонах;
— организует дежурство;
— проводит лекции, семинары, творческие выступления по профилактике негативного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам);
— организует и проводит общелагерную акцию «Мы за здоровый образ жизни!»;
— проводит «День здоровья».
Функции и дела органа «Труда и ЧС»:
— организует и проводит КТД общественно-полезного труда;
— разрабатывает графики проведения трудовых десантов;
— организует и проводит мероприятия по закреплению знаний по правилам дорожного движения.
Функции и дела органа «Информация»:
— выпускает газету лагеря;
— организует и проводит смотры-конкурсы рисунков и плакатов;
— проводит информационные линейки;
— проводит социологические опросы;
— организует участие ребят в оформлении проводимых мероприятий.
Система стимулирования и поощрений в лагере труда и отдыха «МГТО»
В течение всей смены воспитанники поощряются за личностные достижения и успехи бонусами ЛТО «МГТО».
Бонусы ребята получают за активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены. У всех есть выбор – проявлять себя в чём-то одном или участвовать в нескольких направлениях. По итогам подсчетов бонусов ребята, у которых количество бонусов более трёх, приобретают одну часть мозаичной карты Кобринского района. К концу смены, за девять дней, каждый воспитанник стремиться собрать мозаику – карту района, которая состоит из девяти частей, и получить вознаграждение.
Личные результаты каждого отмечаются ежедневно на собрании у вечернего костра и результаты заносятся в банк «Герой дня». Учёт бонусов ведётся счетоводами, которые ежедневно осуществляют мониторинг достижений. За нарушение дисциплины и невыполнение правил снимается по одному бонусу в каждом виде деятельности.
Самым успешным воспитанникам, которые собрали мозаику – карту района, вручаются призы, грамоты и благодарственные письма родителям.
Цель системы поощрения: создание условий в летнем оздоровительном лагере для обеспечения и повышения уровня заинтересованности детей в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.
Принципы применения поощрений: применение мер поощрения, установленных в лагере, основано на следующих принципах:
- единство требований и равенства условий применения поощрений для всех детей в лагере
- гласность;
- стимулирование эффективности и качества деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ работы лагеря труда и отдыха «МГТО» показал, что ребята и родители с удовольствием принимали активное участие во всех мероприятиях. Воспитанники лагеря и родители получили возможность лично окунуться в мир спорта, творчества, познания, культуры и показать свои умения и навыки.
Трудовая деятельность позволила развит интерес к работе, дала возможность познать окружающий мир в действительности и применить полученные знания и навыки на практике.
Все это стало возможным благодаря взаимодействию педагогов, родителей и активной позиции детей. Проанализировав работу лагеря труда и отдыха «МГТО», педагоги и родители, а главное и дети пришли к выводу, что такую работу следует продолжать.
В результате работы воспитанники приобрели навыки по профессиям:
Познакомились с особенностями профессий и требованиями к работе по следующим специальностям:
Агропромышленная отрасль:
Агроном
ветврач
полевод
механизатор
Сельскохозяйственная отрасль:
строитель
штукатур - маляр
плиточник
столяр
краснодеревщик
Здравоохранение:
врач
фельдшер
медицинская сестра
лаборант