Совершаемые хищения можно разделить на несколько категорий:
- БЫТОВЫЕ – присвоение найденной банковской платежной карточки и осуществление покупок с использованием бесконтактных платежей либо через Интернет-банкинг – это преступление, попытка введения ПИН-кода для совершения покупки – может рассматриваться как покушение на преступление. Любые найденные (обнаруженные) карточки должны быть переданы администрации объекта, где обнаружены, в ОВД либо в банк. Не записывайте ПИН-коды на оборотной стороне карты, а также не храните записанный на бумагу ПИН-код рядом с банковской картой. При утере карты, в кратчайшие сроки примите действия по блокировке карты.
- КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ:
- при использовании торговых Интернет-площадок:
при продаже вещей – может поступить предложение о совершении сделки, а для гарантий ее завершения предложение предоставить номер карточки для перечисления аванса, предоплаты либо оформления доставки. При этом общение, как правило, происходит в мессенджере (viber, whatsapp), а не внутреннем чате торговой площадки.
при покупке вещей – размещается объявление о продаже по «очень выгодной» цене (намного ниже аналогов), общение переходит в мессенджере и покупателю предлагают перечислить незначительную предоплату либо оформить доставку товара, для чего присылают ссылку на сайт, который внешне и по оформлению будет очень схож с реальным сайтом банка, торговой площадки либо службы доставки, на котором необходимо ввести данные банковской платежной карточки. Аналогично предлагают установить неизвестное платежное приложение в телефон или на ПЭВМ («AnyDesk»).
Не переходите по незнакомым для Вас ссылкам, отправленным в мессенджере. При покупке/продаже вещей созвонитесь с продавцом/покупателем не используя мессенджер.
- при общении в социальных сетях:
взлом страниц и рассылка сообщений всем контактам – не многие пользователи социальных сетей осознают, какой объем информации о себе они предоставляют фактически в открытый доступ, при этом редкий пользователь озаботиться установкой надежного пароля. Происходит взлом страницы в социальных сетях либо пользователь иным способом теряет доступ к ней (зашел с чужого компьютера и не удалил сохранение пароля). После чего следует рассылка всем контактам данного пользователя шокового сообщения (попал в аварию, в больницу, в милицию и т.п., надо срочно заплатить штраф, купить лекарства и т.д.) с предложением перевести деньги на номер карточки. При чем отдельно хочется отметить последние случаи, когда после взлома персональных страниц, злоумышленники размещали объявление о сборе средств на операцию близким родственникам владельца страницы.
Ни в коем случае нельзя никому ничего перечислять, пока не поговорите со знакомым человеком лично или по телефону, а не через соцсети! Вы не знаете, кто сидит с той стороны за клавиатурой!
«интимный» шантаж – в одном случае вытекает из предыдущей темы про взлом страниц, в настоящее время появилась мода хранить в закрытых разделах страниц соцсетей интимные фотографии самого различного характера. При взломе страницы злоумышленник получает доступ к этим данным, копирует их и «отпускает» страницу назад к владельцу, после чего с использованием поддельной страницы начинает шантажировать владельца под предлогом размещения интимных фотографий в широком доступе. В другом случае, в ходе личной переписки с неизвестным лицом (мы видим красивые фото и, как правило, вымышленное имя) в соцсетях либо на сайте «знакомств» потерпевшие (и мужчины, и женщины) сами поддаются уговорам переслать интимные фотографии, после первого раза следует второй, третий и т.д. В дальнейшем переписка с этим лицом может прекратиться, а уже другой пользователь предложит заплатить за «необнародование» этих фотографий. Это более криминальная сторона киберпреступлений, но пользователь должен думать о своей цифровой безопасностим! При поступлении таких предложений ничего никому перечислять нельзя, а надо незамедлительно обращаться в ОВД!
общение с «военными из горячих точек земного шара» - злоумышленник приобретает доверие, как правило, одинокой женщины, рассказывает о сильных чувствах к собеседнице и об их дальнейшей, счастливой, совместной жизни в каком-нибудь райском уголке земного шара, о своей нелегкой службе и военных заслугах, а также о том, что за его подвиги ему неплохо заплатили, однако есть проблема в снятии и использовании данных накоплений. В связи с чем ему необходима определенная сумма денег, чтобы он смог оплатить страховку, разблокировать банковский счет, оплатить лечение и другие ухищрения на которые идут злоумышленники, дабы разжалобить женщин, которые отправляют все свои сбережения. При этом даже после того как им предоставляют факты о том, что их собеседник обычный мошенник, они свято верят, что это не так и продолжают помогать «бедному» военному.
различного рода «целители» - которые с экранов спутниковых каналов телевидения рассказывают о том, что дистанционно лечат абсолютно все заболевания, но для усиления лечебного эффекта они должны снять «порчу» с крупной суммы денег. Запомните и передайте близким: при каждом желании перечислить или перевести денежные средства неизвестному, попавшему в сложную жизненную ситуацию, либо готовому помочь Вам восстановить здоровье, посоветуйтесь со своими родственниками либо обратитесь в милицию, перед тем, как отправлять деньги.
звонки службы безопасности банков – с использованием мессенджера поступает звонок, при этом на экране видно имя пользователя «Служба безопасности банка», «Служба поддержки» либо даже название вашего банка и его логотип либо логотип широкоизвестного банка. Далее следует знакомство, с предложением сверить личные данные паспорта и ФИО (но их должны назвать вы!) либо сразу обращение по имени отчеству. В другом случае название банка, ваши имя и отчество и даже первые или последние цифры номера карточки вам назовут и предложат сверить остальные! Как правило, операторы мошеннических колл-центров обладают неплохими знаниями НЛП-психологии либо используют алгоритмы НЛП-влияния. Предлоги для дальнейшего разговора снова рассчитаны на введение собеседника в шоковое состояние – на вашей карте обнаружена подозрительная активность, банк заблокировал перевод на вашу карту на крупную сумму, вы подтверждаете покупку или перевод денег и т.д. В любом случае вас подведут к тому, что необходимо назвать номер, дату выпуска и иногда CVV-код.
Также стоит отметить, что в последнее время набирают обороты звонки от «департамента финансовых расследований Национального банка РБ» с просьбой об участии в оперативных мероприятиях по изобличению мошенников среди работников банков. Злоумышленники просят оформить кредит на максимально возможную сумму в любом банке, после чего-либо предоставить реквизиты кредитной карты, либо перевести денежные средства на «забронированные Национальным Банком» счета. В любом случае деньги уходят преступникам, а потерпевшие остаются с кредитными обязательствами перед банком. Ну и ни о каких наградах, о которых они мечтали, ввязываясь в данную аферу, речь не идет.
Запомните сами и расскажите близким и родным:
- для защиты денежных средств клиента у банков есть вся необходимая информация;
- работники банка не должны спрашивать по телефону ни реквизиты карты, ни паспортные данные;
- представители банков при общении с клиентами не пользуются мессенджерами и социальными сетями;
- представители банка не проводят каких-либо расследований, т.к. не уполномочены этого делать;
- надежно защищайте свои данные (двухфакторная аутентификацию, СМС-оповещение и т.д.);
- при краже или утере Вашей карты, немедленно блокируйте ее;
- не открывайте подозрительные ссылки, файлы, от незнакомцев в почте, мессенджерах, социальных сетях;
- никуда не пересылайте Ваши личные данные, данные Ваших банковских карт;
- устанавливайте приложения только из официальных источников;
- обязательно делайте резервные копии важной информации;
- всегда блокируйте свои устройства, когда не работаете с ними;
- не сотрудники банков, не сотрудники правоохранительных органов не просят установить на свой телефон приложение «AnyDesk»;
- правоохранительные органы не проводят оперативных комбинаций в отношении сотрудников банков с участием простых граждан, не просят взять на свое имя кредит и отправить деньги на защищенные счета, не просят предоставить данные банковской карты для перевода денег;
- не отправляйте свои паспортные данные незнакомым вам лицам;
-никогда никому не называйте коды из СМС-сообщений отправленные банком.