Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Архіў навін

18.07.23

Профилактика киберпреступлений

За истекший период 2023 году на территории обслуживания Кобринского РОВД зарегистрировано 61 преступлений, связанных с использованием компьютерной техники, общий ущерб, нанесенный гражданам действиями злоумышленников, более 100 тысяч белорусских рублей. Анализ личности потерпевших граждан показывает, что это все категории граждан, которые используют банковские платежные карточки. От 18 до 75 лет, с любым вплоть до высшего финансового образования, от студентов и пенсионеров до директоров и главных бухгалтеров.

Совершаемые хищения можно разделить на несколько категорий:

- БЫТОВЫЕ – присвоение найденной банковской платежной карточки и осуществление покупок с использованием бесконтактных платежей либо через Интернет-банкинг – это преступление, попытка введения ПИН-кода для совершения покупки – может рассматриваться как покушение на преступление. Любые найденные (обнаруженные) карточки должны быть переданы администрации объекта, где обнаружены, в ОВД либо в банк. Не записывайте ПИН-коды на оборотной стороне карты, а также не храните записанный на бумагу ПИН-код рядом с банковской картой. При утере карты, в кратчайшие сроки примите действия по блокировке карты.

- КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ:

- при использовании торговых Интернет-площадок:

при продаже вещей – может поступить предложение о совершении сделки, а для гарантий ее завершения предложение предоставить номер карточки для перечисления аванса, предоплаты либо оформления доставки. При этом общение, как правило, происходит в мессенджере (viber, whatsapp), а не внутреннем чате торговой площадки.

при покупке вещей – размещается объявление о продаже по «очень выгодной» цене (намного ниже аналогов), общение переходит в мессенджере и покупателю предлагают перечислить незначительную предоплату либо оформить доставку товара, для чего присылают ссылку на сайт, который внешне и по оформлению будет очень схож с реальным сайтом банка, торговой площадки либо службы доставки, на котором необходимо ввести данные банковской платежной карточки. Аналогично предлагают установить неизвестное платежное приложение в телефон или на ПЭВМ («AnyDesk»).

Не переходите по незнакомым для Вас ссылкам, отправленным в мессенджере. При покупке/продаже вещей созвонитесь с продавцом/покупателем не используя мессенджер.

- при общении в социальных сетях:

взлом страниц и рассылка сообщений всем контактам – не многие пользователи социальных сетей осознают, какой объем информации о себе они предоставляют фактически в открытый доступ, при этом редкий пользователь озаботиться установкой надежного пароля. Происходит взлом страницы в социальных сетях либо пользователь иным способом теряет доступ к ней (зашел с чужого компьютера и не удалил сохранение пароля). После чего следует рассылка всем контактам данного пользователя шокового сообщения (попал в аварию, в больницу, в милицию и т.п., надо срочно заплатить штраф, купить лекарства и т.д.) с предложением перевести деньги на номер карточки. При чем отдельно хочется отметить последние случаи, когда после взлома персональных страниц, злоумышленники размещали объявление о сборе средств на операцию близким родственникам владельца страницы.

Ни в коем случае нельзя никому ничего перечислять, пока не поговорите со знакомым человеком лично или по телефону, а не через соцсети! Вы не знаете, кто сидит с той стороны за клавиатурой!

«интимный» шантаж – в одном случае вытекает из предыдущей темы про взлом страниц, в настоящее время появилась мода хранить в закрытых разделах страниц соцсетей интимные фотографии самого различного характера. При взломе страницы злоумышленник получает доступ к этим данным, копирует их и «отпускает» страницу назад к владельцу, после чего с использованием поддельной страницы начинает шантажировать владельца под предлогом размещения интимных фотографий в широком доступе. В другом случае, в ходе личной переписки с неизвестным лицом (мы видим красивые фото и, как правило, вымышленное имя) в соцсетях либо на сайте «знакомств» потерпевшие (и мужчины, и женщины) сами поддаются уговорам переслать интимные фотографии, после первого раза следует второй, третий и т.д. В дальнейшем переписка с этим лицом может прекратиться, а уже другой пользователь предложит заплатить за «необнародование» этих фотографий. Это более криминальная сторона киберпреступлений, но пользователь должен думать о своей цифровой безопасностим! При поступлении таких предложений ничего никому перечислять нельзя, а надо незамедлительно обращаться в ОВД!

общение с «военными из горячих точек земного шара» - злоумышленник приобретает доверие, как правило, одинокой женщины, рассказывает о сильных чувствах к собеседнице и об их дальнейшей, счастливой, совместной жизни в каком-нибудь райском уголке земного шара, о своей нелегкой службе и военных заслугах, а также о том, что за его подвиги ему неплохо заплатили, однако есть проблема в снятии и использовании данных накоплений. В связи с чем ему необходима определенная сумма денег, чтобы он смог оплатить страховку, разблокировать банковский счет, оплатить лечение и другие ухищрения на которые идут злоумышленники, дабы разжалобить женщин, которые отправляют все свои сбережения. При этом даже после того как им предоставляют факты о том, что их собеседник обычный мошенник, они свято верят, что это не так и продолжают помогать «бедному» военному.

различного рода «целители» - которые с экранов спутниковых каналов телевидения рассказывают о том, что дистанционно лечат абсолютно все заболевания, но для усиления лечебного эффекта они должны снять «порчу» с крупной суммы денег. Запомните и передайте близким: при каждом желании перечислить или перевести денежные средства неизвестному, попавшему в сложную жизненную ситуацию, либо готовому помочь Вам восстановить здоровье, посоветуйтесь со своими родственниками либо обратитесь в милицию, перед тем, как отправлять деньги.

звонки службы безопасности банков – с использованием мессенджера поступает звонок, при этом на экране видно имя пользователя «Служба безопасности банка», «Служба поддержки» либо даже название вашего банка и его логотип либо логотип широкоизвестного банка. Далее следует знакомство, с предложением сверить личные данные паспорта и ФИО (но их должны назвать вы!) либо сразу обращение по имени отчеству. В другом случае название банка, ваши имя и отчество и даже первые или последние цифры номера карточки вам назовут и предложат сверить остальные! Как правило, операторы мошеннических колл-центров обладают неплохими знаниями НЛП-психологии либо используют алгоритмы НЛП-влияния. Предлоги для дальнейшего разговора снова рассчитаны на введение собеседника в шоковое состояние – на вашей карте обнаружена подозрительная активность, банк заблокировал перевод на вашу карту на крупную сумму, вы подтверждаете покупку или перевод денег и т.д. В любом случае вас подведут к тому, что необходимо назвать номер, дату выпуска и иногда CVV-код.

Также стоит отметить, что в последнее время набирают обороты звонки от «департамента финансовых расследований Национального банка РБ» с просьбой об участии в оперативных мероприятиях по изобличению мошенников среди работников банков. Злоумышленники просят оформить кредит на максимально возможную сумму в любом банке, после чего-либо предоставить реквизиты кредитной карты, либо перевести денежные средства на «забронированные Национальным Банком» счета. В любом случае деньги уходят преступникам, а потерпевшие остаются с кредитными обязательствами перед банком. Ну и ни о каких наградах, о которых они мечтали, ввязываясь в данную аферу, речь не идет.

Запомните сами и расскажите близким и родным:

- для защиты денежных средств клиента у банков есть вся необходимая информация;

- работники банка не должны спрашивать по телефону ни реквизиты карты, ни паспортные данные;

- представители банков при общении с клиентами не пользуются мессенджерами и социальными сетями;

- представители банка не проводят каких-либо расследований, т.к. не уполномочены этого делать;

- надежно защищайте свои данные (двухфакторная аутентификацию, СМС-оповещение и т.д.);

- при краже или утере Вашей карты, немедленно блокируйте ее;

- не открывайте подозрительные ссылки, файлы, от незнакомцев в почте, мессенджерах, социальных сетях;

- никуда не пересылайте Ваши личные данные, данные Ваших банковских карт;

- устанавливайте приложения только из официальных источников;

- обязательно делайте резервные копии важной информации;

- всегда блокируйте свои устройства, когда не работаете с ними;

- не сотрудники банков, не сотрудники правоохранительных органов не просят установить на свой телефон приложение «AnyDesk»;

- правоохранительные органы не проводят оперативных комбинаций в отношении сотрудников банков с участием простых граждан, не просят взять на свое имя кредит и отправить деньги на защищенные счета, не просят предоставить данные банковской карты для перевода денег;

- не отправляйте свои паспортные данные незнакомым вам лицам;

-никогда никому не называйте коды из СМС-сообщений отправленные банком.

Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова