Цель: информирование учащихся и общественности по вопросам экологически грамотного поведения в природе и экологически грамотного потребления товаров и услуг.
Задачи: подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися
5.1. Проведение обследования состояния окружающей среды на прилегающей к населенному пункту местности
1. Обследование лесных территорий, вплотную прилегающих к населённому пункту Киселёвцы
2. Выявление мест наибольшего скопления бытового мусора
Сроки выполнения: март 2019 г.
Целевые группы: группа учащихся 9 класса
Ответственные: Панасюк Светлана Михайловна
5.2. Подготовка и размещение в общедоступных местах для местного населения наглядного природоохранного информационного материала, созданного учащимися
1. Работа над содержанием листовок и плакатов.
2. Создание листовок и плакатов, призывающих поддерживать в деревне и её окрестностях чистоту и порядок
3. Размещение природоохранного материала на информационных щитах.
Сроки выполнения: апрель 2019 г.
Целевые группы: группа учащихся 9 класса
Ответственные: Панасюк Светлана Михайловна
5.3. Проведение практической экологической акции „Экологический десант» 1. Создание инициативной группы
1. Уборка, очистка территории, прилегающей к школе.
2. Наведение порядка в лесных массивах возле деревни Киселёвцы
Сроки выполнения: апрель 2019 г.
Целевые группы: группа учащихся 7-11 классов
Ответственные: Панасюк Светлана Михайловна
Отчет №1. Обследование состояния окружающей среды на прилегающей к населенному пункту местности.
Состояние и перспектива использования природо-ресурсного потенциала Кобринского района для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения
За последние 20 лет уменьшилось негативное воздействие хозяйственной деятельности на целостность экологических систем, произошло улучшение экологической ситуации в стране, повышение эффективности использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения.
Площадь Кобринского района составляет 203.9 тыс. гектаров из них земли сельскохозяйственного назначения составляют 57.9% (118,1 тыс. гектаров), земли лесного фонда – 31,1% (63,3тыс. гектаров), земли водного фонда – 2,4% (4,9 тыс. га).
Территория района характеризуется сравнительно небольшим комплексом минерально-сырьевых ресурсов, среди которых выделяются месторождения строительных песков, глины, торфа, сапропеля.
Выделены участки болот (Великий лес и Харьки-Жигалово) площадью 2685 га, которые подлежат специальной охране в связи с нахождением на данной территории охраняемых видов растений и животных (вертлявая камышовка, венерин башмачок настоящий, мытник скипетровидный, зубянка клубненосная).
Одним из основных видов природных богатств района является лес, которым покрыта третья часть территории района. Лесистость составляет 26,5%. В составе лесообразующих пород можно выделить следующие: сосна, берёза, ольха, ель, дуб, граб, ива, лощина, ясень, вяз. В районе преобладают смешанные хвойно-широколиственные леса. На территории района обитает 12 видов диких животных, в том числе, птиц), произрастает 9 видов растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.
Растительный и животный мир, природные ландшафты, леса как совокупность разнообразных организмов формируют возобновляемые природные ресурсы района.
В настоящее время угроза сокращения и утраты популяций биологических видов и природных ландшафтов сохраняется главным образом из-за разрушения природных комплексов, вследствие чрезмерной эксплуатации биологических ресурсов, загрязнения окружающей среды.
Состояние водных объектов в целом оценивается как достаточно благополучное и устойчиво стабильное.
По данным мониторинга атмосферного воздуха в Кобринском районе средние концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышают установленные нормативы.
Сегодня, как никогда раньше, возрастает важность осознания обществом и специалистами, занимающими ключевые позиции в сохранении здоровья населения, необходимости улучшения качества среды обитания, взвешенного и осторожного подхода к выбору стратегии устранения или снижения угроз здоровью.
Актуальным для района является загрязнение окружающей среды. Ребят очень заинтересовало экологическое состояние окружающей нас территории и мы организовали акцию «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
Инициативная группа учащихся 9 класса изучила территорию деревень Рыбна и Киселёвцы на наличие несанкционированные свалок мусора. Проведя анализ информации мы пришли к выводу, что не все понимают и осознают проблему загрязнения природы, или знают в теории, но на практике не всегда соблюдают правила поведения в природе. С целью привлечения внимания к экологическим проблемам учащиеся 10 класса подготовили видеоролик «Молодёжь за зелёную планету».
Отчет №2. Размещение в общедоступных местах для местного населения наглядного природоохранного информационного материала.
1. Работа над содержанием памяток, листовок, информирующих местное население о причинах попадания в подземную воду нитратов, о способах защиты питьевой колодезной воды от загрязнения.
2. Создание памяток, листовок природоохранной тематики.
3. Размещение памяток, листовок на информационных щитах в деревнях Рыбна и Киселёвцы.
Сроки проведения –май 2019 года, участники – учащиеся 9, 10 классов.
Отчёт №3 Земля – наш общий дом
Ход мероприятия
Ведущий: Как прекрасна во вселенной наша Земля. Как же живётся сегодня этой хрупкой, красивейшей планете вместе с человеком, благодаря человеку?
Любой населенный пункт ― это искусственно созданная поддерживаемая человеком среда, в которой только человек ― может поддерживать чистоту и порядок.
Ведущий: Представляешь - лето. жара... Видишь - река! Разделся, искупался, оделся - идёшь дальше. Красота!
Ведущий: Да, налево посмотришь - река, направо - лес...
И в том лесу огорожен муравейник?
Вместе: Это наша работа!
Ведущий: Очищена поляна от мусора, где отдыхали горе-туристы?
Вместе: Это наша работа!
Ведущий: Очищен родник? Журчит чистая вода? Это тоже наша работа!
Ведущий:
Прости, Земля, за то, что мир жесток,
Прости, Земля, прости за всё, за всё!
Прости, Земля, ведь мы ещё растём,
Поверь, Земля, тебя спасём!
Ведущий: Я знаю, что у нас всё получится, если мы будем все вместе охранять то, что зовётся Природой.
Ведущий: Не сломай веточку, когда проходишь по лесу...
Ведущий: Не сорви цветок, он же завянет...
Ведущий: Не нарушай лесную тишину - там же свои жители, лесные. И они тоже хотят жить...
Ведущий: Все прекрасно знают, какое губительное действие оказывает на нашу Планету загрязнение земли, атмосферы, воды, лесов. Выбрасываем мусор, остатки пищи, целлофановые пакеты, сжигаем вредные отходы - ото всего этого страдает экология.
Ведущий: Сейчас мы предлагаем вам разработать макет информационного знака против мусора. (Оформление выставки рисунков)
Ведущий: Понимаете - это здорово: видеть красивую радугу и слушать, как квакают лягушки на болоте. Дышать чистым воздухом, встречать рассвет, здороваться с каждой травинкой и напиться чистой родниковой воды. А самое главное, приятно осознавать то, что в этом есть и наша маленькая заслуга.
Ведущий: Проблема загрязнения улиц мусором существует в каждом населённом пункте. Большинство людей не радует вид брошенных бутылок, пивных банок, этикеток, пакетов и другого мусора.
Многие относятся к этому равнодушно. Некоторые ― с сочувствием и при случае выходят на уборку.
Игра «Это зависит от каждого из вас».
(После произнесенной мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «хорошо», положительное влияние на природу; «плохо», отрицательное влияние на природу.)
- Бросай, куда попало мусор.
+ Дай вещи «вторую жизнь».
- Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.
+Сортируй мусор правильно;
+Экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону).
-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда.
+Оборудовать и очищать места отдыха
-Ломать растения, срывать цветы
+Оберегать и подкармливать животных и птиц
+ Участвуй в субботниках
Ведущий: Если каждый из нас будет выполнять эти правила, окружающий нас мир станет чуточку чище.
Игра « Сортируем мусор правильно»
(Детям предлагаются контейнеры с условными знаками, командам надо рассортировать мусор, который они собрали в обручи. Команды становятся напротив контейнеров, возле специальных ориентиров. Игроки команд по очереди добегают до обруча с мусором, берут мусор и несут к контейнеру с нужным условным знаком. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно рассортировала мусор.)
Природа – это тоже дом, но только необъятный и общий для всех людей, животных и растений.
Природа – это дом, в котором мы живем
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Природа – это дом, в котором день за днем
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом– один, один для всех,
Другого дома нет на целом свете.
Храните этот дом, в котором мы живем.
На этот мирный дом имеем право.
Игра «Экологический светофор»
Для проведения игры используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках. Учащиеся должны выбрать по одной карточке каждого цвета и ответить на вопросы.
1. Зеленые карточки - помогаете природе.
2. Красные карточки - ясно, что вредите ей.
3. Желтые карточки - вас предупреждает.
Вопросы на желтых карточках:
1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу!
(Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
2. Зайку серого найду, Принесу его домой - Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
3. Завтра утром в лес пойдем И опята, и маслята, И груздочки соберем. Вот наелись мы, ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)
4. Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
5. Огонь траву с цветами вместе выжег Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Он, как испуганная стая белок рыжих, Метался со ствола на ствол.
Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
6. Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!
Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?
(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)
7. Зайдешь в лесную даль и глушь, Муравьиным спиртом пахнет сушь, В чаще муравейники не спят Шевелятся, зыблются, кишат.
Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?
8. Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?
(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)
9. Красива обувь, суперсовременна Рифленая подошва, блеск! Прошли красивые ботинки Остался из песка и грязи след.
Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.
10. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?
(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)
Вопросы на красных карточках:
1. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет ... Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
2. Вот как плачет травушка-муравушка. Притоптали меня, травушку, Притоптали меня зеленую, Да все детушки, да все малые, Во зеленом саду гуляючи, Бегая, играючи...
Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?
3. Мы пыхтим и морщимся: - Что мы вам - уборщицы? Газон никак не подмету, Соблюдайте чистоту!
Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?
(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)
4. Убита белка! На снегу Она распластана лежала, Как будто все еще бежала ... Да вдруг застыла на бегу.
Почему нельзя убивать животных?
5. Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.
Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?
6. Какой вред приносит дым из фабричных труб?
(Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)
7. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?
(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается. )
8. Едем на автомобиле И гордимся, как красиво Позади клубится дым. Чих-чих-чих! Куда бежим?
Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?
9. Бутылки и банки бросаем в походе, Не разлагается мусор в природе. Пришли через год на полянку И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
10. Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.
Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.
(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)
Вопросы на зеленых карточках:
1. Лес наш сказочно богат, Угощает всех ребят: Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой.
Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?
2. Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы, Чтоб оно со временем Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?
3.. Разведу я на окошке И душистые горошки, И фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами!
Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)
4. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный.
Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)
5. О чем поют воробушки В последний день зимы? - Мы выжили! - Мы дожили! - Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам?
(Кормушки развешиваются по деревьям, корм. им регулярно подсыпается
6. Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось. деревьев?
(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)
7. Почему в парке, в деревне желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?
8. Воду носят все из лужи, Выливают в реку вновь. Что за шутки? Что им нужно? Что за рыбий огород?
(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)
9. Поливаем клумбы дружно. Траву выполем на спор. А зачем все это нужно? Чтоб красивым был наш двор!
Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?
(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)
10. Принесли из леса шишки, Желудей несем мешок, От берез нашли сережки. Так зачем нам это впрок?
Почему необходимо собирать семена древесных пород?
(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)
Ведущий: Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас. Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека.
Что сегодня требуется от нас?
Быть грамотными, привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. Главное, что бы все были объединены одной целью — сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
Подведение итогов, награждение самых активных участников.