Цель исследования: изучить экологическое стояние снежного покрова на школьной территории и возле ближайшей дороги; выяснить причины и характер загрязнений снега; по результатам работы сделать вывод о чистоте снега возле школы.
Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Так как аэрозоли и газообразные примеси улавливаются атмосферной влагой, то атмосферные осадки могут быть использованы для изучения степени загрязнения атмосферы на данной территории.
Снег является накопителем загрязнений, поэтому позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев. Исходя из этого объектом своего изучения был выбран снеговой покров около школы (возле входа в здание, со стороны спорт площадки) и на обочине дороги, проходящей недалеко от школьной территории.
Во-первых, снег является хорошим накопителем всех веществ, попавших в него. Во-вторых, исходя из полученных результатов, можно давать оценку экологического состояния снега, а в последующем и воды, которая попадает в почву. В-третьих, можно сделать анализ загрязнителей по характеру происхождения (природные и антропогенные).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. сбор и изучение теоретического материала о строении, составе и свойствах снега;
2. установление таких характеристик талого снега, как прозрачность, запах, наличие осадка;
3. установление химического става талого снега: определение кислотности, обнаружение в пробах талого снега катионов металлов и анионов кислотных остатков;
4. по результатам исследований сделать вывод об экологическом состоянии снежного покрова вблизи школы.
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Количество участников
|
Целевые группы
|
Ответственный педагогический
работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
5.1
|
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
|
Январь 2022 г
|
12
|
Уч-ся 3 класса, родители
|
Власова А.Е.
|
Создать целевые группы для выполнения задания
- Изучить основные пути загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы методом биоиндикации
- Подготовить отчёт о выполнении задания
|
Составлен отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. Отчёт размещен на сайте учреждения образования
|
Метод 2. Исследование чистоты воздуха путем биоиндикации.
В своем исследовании мы также использовали биологический мониторинг. Это наблюдение за состоянием окружающей среды при помощи биологических объектов. В качестве объекта нами выбраны состояние хвои сосны обыкновенной и коэффициент обилия накипных лишайников. Замеры производились в местах произрастания деревьев на территории, прилежащей к нашей школе визуальным методом, для того, чтобы не нанести вреда исследуемым растениям.
Исследовательская группа «Зеленой школы» наблюдали за тремя участками:
1.Участок, прилегающий к школе со стороны автомобильной дороги
2. Участок, прилегающий к школе со стороны канала
3. Участок, прилегающий к школе со стороны проселочной дороги
Определение автотранспортной нагрузки
В первую очередь мы решили посчитать среднее количество автомобилей, проезжающих по этим участкам. Для этого мы в течение 10 минут считали количество проезжающих автомобилей по дороге на данном участке. Затем по этой цифре рассчитали количество автомобилей за час.
Участок
|
За 10 мин
|
За час
|
№1
|
24
|
144
|
№2
|
0
|
0
|
№3
|
6
|
24
|
Считается, что такое количество автомобилей не может нанести большого вреда качеству воздуха на открытой территории, где произрастает много растений.
Мы решили проверить так ли это, понаблюдав за состоянием растений на территории нашей школы, которые являются биоиндикаторами.
Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны
Для оценки состояния атмосферного воздуха нами использовалась биоиндикатор - сосна обыкновенная (Pinussylvestr.). Общеизвестно, что она является видом, который очень сильно реагирует на загрязнение среды обитания продуктами окисления. В связи с этим сосна обыкновенная представляет собой удобный объект для биоиндикации уровня загрязнения в нашей деревне. Информативным признаком определенного уровня загрязнения атмосферы является состояние хвои: изменение окраски (хлороз, пожелтение), преждевременное увядание хвои, время жизни, наличие некротических пятен. Продолжительность жизни хвои зависит от уровня загрязненности воздуха. Продолжительность жизни хвои в благоприятных условиях достигает пяти лет. В загрязненной атмосфере появляются повреждения хвои, снижается продолжительность жизни.
Длинные узкие хвоинки сосны располагаются на ветвях парами. После отмирания они также остаются соединенными и опадают вместе. Массовое опадение сухой сосновой хвои происходит осенью. А незадолго до этого в кронах сосен бывает хорошо заметна своеобразная пестрота: часть хвои зеленая, а часть – желтая. Для определения продолжительность жизни хвои мы смотрели верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху, - это год жизни. Определяем, сколько лет сохраняется хвоя, причём, если на самом нижнем из освоенных участков часть хвоинок опала, то оценивают примерную долю сохранившихся. Полный возраст хвои определяется числом участков ствола с полностью сохранённой хвоей плюс доля сохранённой хвои на следующем за ним участке. Например, если верхушечная часть и два участка между мутовками полностью сохранили хвою, а на следующем участке сохранилась половина хвои, то показатель продолжительности жизни хвои составляет:
3+0,5=3,5 года.
Информативной по техногенному загрязнению является продолжительность жизни хвои сосны (от 1 до 4-5 лет). На каждом участке осматривались невысокие деревья (в возрасте 10-15 лет). Результаты занесли в таблицу.
Осмотрено
деревьев
(возраст)
|
|
Участок№1
|
Участок №2
|
Участок №3
|
|
Кол-во
хвоинок
|
Кол-во
хвоинок
|
Кол-во
хвоинок
|
1год
|
1
|
неповрежден.
|
43
|
-
|
54
|
%
|
43%
|
-
|
54%
|
с пятнами
|
21
|
-
|
21
|
%
|
21%
|
-
|
21%
|
С усыханием
|
36
|
-
|
25
|
%
|
36%
|
-
|
25%
|
2 года
|
1
|
неповрежден.
|
40
|
-
|
50
|
%
|
40%
|
-
|
50%
|
С пятнами
|
34
|
-
|
25
|
%
|
34%
|
-
|
25%
|
С усыханием
|
26
|
-
|
25
|
%
|
26%
|
-
|
25%
|
2,5 лет
|
1
|
|
|
|
неповрежден.
|
37
|
-
|
46
|
%
|
37%
|
-
|
46%
|
С пятнами
|
45
|
-
|
24
|
%
|
45%
|
-
|
24%
|
С усыханием
|
18
|
-
|
30
|
%
|
18%
|
-
|
30%
|
3 года
|
1
|
|
|
|
неповрежден.
|
34
|
-
|
41
|
%
|
34%
|
-
|
41%
|
С пятнами
|
47
|
-
|
24
|
%
|
47%
|
-
|
24%
|
С усыханием
|
18
|
-
|
35
|
%
|
18%
|
-
|
35%
|
3,5 лет
|
1
|
|
|
|
неповрежден.
|
32
|
-
|
37
|
%
|
32%
|
-
|
37%
|
С пятнами
|
38
|
-
|
23
|
%
|
38%
|
-
|
23%
|
С усыханием
|
30
|
-
|
40
|
%
|
30%
|
-
|
40%
|
4 года
|
1
|
неповрежден.
|
12
|
-
|
34
|
%
|
12%
|
-
|
34%
|
С пятнами
|
45
|
-
|
25
|
%
|
45%
|
-
|
25%
|
С усыханием
|
43
|
-
|
49
|
%
|
43 %
|
-
|
49%
|
Итого
|
1
|
неповрежден.
|
28
|
-
|
44
|
%
|
28%
|
-
|
44%
|
С пятнами
|
32
|
-
|
24
|
%
|
32%
|
-
|
24%
|
С усыханием
|
29
|
-
|
30
|
%
|
29%
|
-
|
30%
|
Выводы: По результатам исследования чистоты воздуха методом биоиндикации, где индикатором выступала хвоя сосны обыкновенной, мы сделали вывод, что воздух на территории школы достаточно чистый, а то количество автомобилей, которые проходят рядом со школой не оказывают существенного влияния на качество хвои, а значит и на чистоту воздуха на территории школы.
Биоиндикация воздушного загрязнения по наличию накипных лишайников
Очень информативными биоиндикаторами состояние воздушной среды и ее изменения являются низшие растения: мхи и лишайники, которые накапливают в своем слоевище (талломе) многие загрязнители (серу, фтор, радиоактивные вещества, тяжелые металлы). Наличие и обилие накипных лишайников - один их доступных способов биомониторинга чистоты воздуха. Особую известность лишайники приобрели в лишь последнее время, когда их стали использовать в качестве хороших биоиндикаторов загрязнения. Лишайники очень не требовательны к факторам внешней среды, они поселяются на голых скалах, бедной почве, стволах деревьев, мертвой древесине, однако для своего нормального функционирования они нуждаются в чистом воздухе. Особенно они чувствительны к сернистому газу. Малейшее загрязнение атмосферы, не влияющее на большинство растений, вызывает массовую гибель чувствительных видов лишайников. Накипные лишайники наиболее выносливые, они произрастают в местах со средним загрязнением воздуха и отсутствуют только на сильно загрязненных участках.
Для начала определяем обилие лишайников в баллах, проективного покрытия (%) и расчет коэффициента встречаемости по формуле: R=a/b*100%, где:
R – коэффициент встречаемости;
a – число площадок, где данный вид встречается;
b – число исследованных площадок.
Расчеты: Участок №1 R=56/100*100=56;
Участок №2 R=75/100*100=75;
Участок №3 R=63/100*100=63.
Результаты заносим в таблицу:
Зона проведения эксперимента
|
Вид дерева
|
Частота встречаемости
|
Виды лишайников
|
R,%
|
Чистота воздуха
|
Участок№1
|
Ель, сосна, ива
|
На всех деревьях
|
Накипной (желтый, серый, коричневый)
|
56
|
чистый
|
Участок№2
|
Ель, осина, сосна, дуб, яблоня
|
На всех деревьях
|
Накипной (желтый, коричневый, зелёный)
|
75
|
Очень чистый
|
Участок №3
|
Сосна, ель, яблоня
|
На всех деревьях
|
Накипной (желтый, коричневый)
|
63
|
чистый
|
По результатам сделали вывод о состоянии воздушной среды на территории школы.
Вывод: Исходя из результатов наших наблюдений, мы сделали вывод, что воздух на территории нашей школы чистый и мы должны сделать все, чтобы сохранить его таким же чистым для тех, кто будет учиться после нас. Для этого мы должны быть экологически образованными. Мы выполнили задания нашего плана по улучшению качества атмосферного воздуха в нашей местности. Метод биоиндикации полностью подтвердил выводы о чистоте воздуха путем исследования снега на пришкольной территории.
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Количество участников
|
Целевые группы
|
Ответственный педагогический
работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
5.2
|
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
Январь
2023 г
|
12
|
Уч-ся 9 класса, родители
|
Власова А.Е.
|
Создать целевые группы для выполнения задания
Изучить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова
Подготовить отчёт о выполнении задания
|
Составлен отчет по результатам изучения. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
1. Материалы и методика исследований
1.1. Методика изучение снежного покрова.
Выбирают пробную площадку размером 1.5x1,5 м. Внимательно рассмотреть внешний вид снега (цвет, вид, влажность, твердость). Вид и цвет устанавливают визуально. Градации снега: белый, беловато-серый, серый, голубовато-серый.
Категории вида: свежевыпавший, ледяная корка, мелкозернистый, крупнозернистый.
По влажности снег подразделяется на сухой (образует непрочные комья, ссыпается с лопаты, большей частью рыхлый и рассыпчатый) и влажный (очень липкий, хорошо лепится в снежок, может образовывать крупные шары и глыбы).
Под твердостью снега понимают его сопротивление вдавливанию: очень мягкий (проникает четыре пальца), мягкий (проникает один палец), твердый (проникает карандаш), очень твердый (проникает линейка или лезвие ножа).
1.2. Методика определения физических свойств талого снега.
Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр диаметром 3 см высотой 30 см наливается определенное количество воды, через которую просматривается шрифт (печатный текст). Можно сравнить каждую пробу с контрольным образцом – дистиллированной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре, сквозь который начинают читаться буквы.
Для определения запаха в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл наливают исследуемую воду на 2/3 объема, прикрывают стеклышком, осторожно взбалтывают. Затем, сдвинув с колбы стеклышко, определяют запах воды.
Интенсивность запаха воды (при 20° С не должна превышать двух баллов) определяем по пятибалльной системе .
Таблица 1. Пятибалльная система определения интенсивности запаха
Интенсивность запаха
|
Характер проявления запаха
|
Оценка интенсивности запаха
|
Нет
|
Запах не ощущается
|
0
|
Очень слабая
|
Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)
|
1
|
Слабая
|
Запах замечается, если обратить на это внимание
|
2
|
Заметная
|
Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде
|
3
|
Отчетливая
|
Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья
|
4
|
Очень сильная
|
Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению
|
5
|
Таблица 2. Определение характера запаха
Характер запаха
|
Естественного происхождения
|
Искусственного происхождения
|
неотчетливый (или отсутствует)
|
неотчетливый (или отсутствует)
|
землистый
|
нефтепродуктов (бензиновый)
|
гнилостный
|
хлорный
|
плесневый
|
уксусный
|
торфяной
|
фенольный
|
травянистый
|
|
Качественную оценку цветности воды определяют в пробирке, сравнивая с образцом чистой воды при дневном освещении. Единицей цветности служат особые градусы. Цвет чистой воды не должен превышать 40* по шкале цветности. При отсутствии видимой окраски вода считается бесцветной. Это вовсе не означает, что в ней нет примесей и загрязнений, просто они не оказывают влияния на окраску воды.
Таблица 3. Определение цвета воды
Цвет сбоку
|
Цвет сверху
|
Цветность (в градусах)
|
Не отмечен
|
Не отмечен
|
0
|
Не отмечен
|
Очень слабый,
Желтоватый
|
20
|
Очень слабый,
бледно-жёлтый
|
Желтоватый
|
40
|
Бледно-жёлтый
|
Слабый жёлтый
|
60
|
Бледно-жёлтый
|
Жёлтый
|
150
|
Бледно-жёлтый
|
Интенсивно жёлтый
|
300
|
Содержание взвешенных частиц определяется фильтрованием воды через бумажный фильтр и последующим высушиванием осадка в сушильном шкафу до постоянной массы.
Содержание взвешенных частиц (в мг/л) в испытуемой воде определяется по формуле: (M1-M 2) х 1000 / V, где М1 - масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц (г), М2 - масса бумажного фильтра (г), V - объем воды для анализа, в литрах.
1.3.Методика определения химических свойств талого снега.
Для определения реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор, полоску которого необходимо смочить в пробе и сравнить цвет со шкалой pH. Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Присутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег.
Для обнаружения органических веществ в одну пробирку наливают 5 мл дистиллированной воды, в другую – исследуемую воду. В каждую пробирку прибавляют по капле 5% перманганата калия КМnО4. В пробирке с дистиллированной водой окраска сохранится. Исчезновение окраски в исследуемой воде указывает на присутствие в ней органических веществ (иногда неорганических восстановителей).
Для определения ионов железа Fe3+ к 10 мл исследуемого талого снега прибавляют 1-2 капли соляной кислоты HCl, несколько капель пероксида водорода и 0,2 мл (4 капли) 50%-го раствора тиоцианата калия KNCS. Перемешивают и наблюдают за развитием окраски. Примерное содержание железа находят по таблице.
Таблица 4. Примерное определение ионов Fe3+ в пробах снега
Окрашивание, видимое при рассмотрении пробирки сверху вниз на белом фоне
|
Примерное содержание ионов железа (Fe3+)
|
Отсутствие
|
менее 0, 05
|
Едва заметное желтовато-розовое
|
от 0, 05до 0, 1
|
Слабое желтовато-розовое
|
от 0, 1 до 0, 5
|
Желтовато-розовое
|
от 0, 5 до 1, 0
|
Желтовато-красное
|
от 1, 0 до 2, 5
|
Ярко-красное
|
более 2, 5
|
Для определения ионов свинца Pb2+ (качественное) исследование производятся следующим образом. К 5 мл испытуемого раствора прибавить немного KI, после чего, добавив уксусной кислоты CH3COOH, нагреть содержимое пробирки до полного растворения первоначально выпавшего, мало характерного желтого осадка PbI2. Охладить полученный раствор под краном, при этом PbI2 выпадет снова, но уже в виде красивых золотистых кристаллов.
Иодид калия (KI) дает в растворе с ионами свинца характерный осадок йодида свинца PbI2.
Для определения ионов меди Cu2+ (качественное) в фарфоровую чашку поместить 3-5 мл исследуемого талого снега, выпарить досуха, затем прибавить 1 каплю концентрированного раствора аммиака NH3. Появление интенсивно синего цвета свидетельствует о появлении меди.
Для определения ионов хлора Cl- (качественное) к 5 мл талого снега добавить 3 капли 10% раствора нитрата серебра AgNO3, подкисленного азотной кислотой HNO3. Образуется осадок или муть:
- слабая муть – 1-10 мг/л,
- сильная муть – 10-50 мг/л,
- хлопья – 50-100 мг/л,
- белый творожистый осадок > 100 мг/л.
Для определение сульфат ионов SO42- (качественное) к 5 мл талого снега добавить 4 капли 10% раствора соляной кислоты HCl и 4 капли 5% раствора хлорида бария BaCl2. Образуется осадок или муть:
- слабая муть – 1-10 мг/л,
- сильная муть – 10-50 мг/л,
- хлопья – 50-100 мг/л,
- белый творожистый осадок > 100 мг/л.
2. Результаты исследования.
2.1. Изучение снежного покрова.
Для изучения снежного покрова были определены экспериментальные площадки в разных направлениях от школы. Всего заложили 3 площадки для наблюдений и взятия проб снега. При закладке учитывались два фактора: близость к школе и чтобы можно было сравнить со снежным материалом, явно загрязнённым. Площадки распределили следующим образом: 1-я—около входа в школу; 2-я—со стороны спортивной площадки; 3-я— рядом с дорогой, которая ведёт в школу .Сначала мы рассмотрели внешний вид и состояние снега.
Таблица 5. Описание пробной площадки
Площадка
|
Вид снега
|
Цвет
|
Влажность
|
Твердость
|
№1
|
крупнозернистый
|
беловато-серый
|
сухой
|
плотный и твердый
|
№2
|
мелкозернистый
|
белый
|
сухой
|
мягкий
|
№3
|
крупнозернистый
|
бледно-желто-серый до бурого и светло-коричневого
|
сухой
|
твердый
|
2.2.Исследования качественного анализа снега.
Для определения качественного анализа снежного покрова сначала взяли пробы снега. Затем, когда снег растаял, мы определили качества талой воды, такие как: мутность, запах, цвет. После анализа у нас получились следующие результаты.
Таблица 6. Показатели качества проб снега
Проба снега
|
Прозрачность
|
Цветность
|
Запах
|
Взвеси
|
Пробирка №1
|
прозрачная (20 см)
|
очень слабый желтоватый (20)
|
слабый(1)
|
0,4
|
Пробирка №2
|
прозрачная (25 см)
|
Не обнаружен (0)
|
нет(0)
|
0,1
|
Пробирка №3
|
мутная (8 см)
|
отчетливый (4)
|
0,375
|
2.3. Результаты химического анализа талой воды.
После того как провели определение качественных характеристик талой воды мы приступили к химическому анализу оставшихся образцов растаявшего снега. Согласно методикам из каждой пробы мы взяли по несколько капель воды и подействовали ими на полоски универсального индикатора, чтобы определить рН каждого образца. А затем, для определения наличия в растворах солей, мы к каждому образцу воды прилили раствор нитрата серебра. По появлению осадка или помутнению можно судить о наличии хлорид-ионов в талой воде и соответственно в образцах снега.
Таблица 7. Результаты химического анализа проб талого снега
№ пробы
|
рН
|
Органические вещества
|
ионы
|
Fe3+
|
Pb2+
|
Cu2+
|
Cl-
|
SO42-
|
проба №1
|
66,5
|
лилово-розовое окрашивание
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
проба №2
|
66,5
|
лилово-розовое окрашивание
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
проба №3
|
55
|
красное окрашивание
|
1,0-2,5
желтовато-красное окрашивание
|
-
|
-
|
10-50 сильная муть
|
-
|
Выводы
После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов были сделаны следующим выводы:
1. самым чистым участком является площадка №2, так как в зимний период здесь нет воздействия человека, а так же место находится на расстоянии от дороги и выбросы сюда не доходят;
2. самым грязным является участок №3, так как он расположен непосредственно рядом с проезжей частью, все загрязняющие вещества попадая в воздух постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ;
3. на пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого, можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат не загрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье;
4. все вещества, попавшие в снег возле дороги, весной попадут частью в почву;
5. загрязнение атмосферного воздуха в нашей местности имеет антропогенный характер, большей частью это выхлопные газы автомобилей, со всеми ядовитыми веществами.
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Количество участников
|
Целевые группы
|
Ответственный педагогический
работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
5.4
|
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
|
Январь 2023 г
|
12
|
Уч-ся 9 класса, родители
|
Власова А.Е.
|
Создать целевые группы для выполнения задания
- Изучить степень
загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова
- Подготовить отчёт о выполнении задания
|
Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного
|
В атмосферу поступают различные загрязнители, которые вместе с осадками, зимой это в основном снег, выпадают на землю. Основным и главным источником загрязнения окружающей среды в нашем населенном пункте является автомобильный транспорт.
Сажа, соединения свинца, оксиды серы, азота, углерода и другие соединения в составе выхлопных газов от автомобилей поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там до начала тепла. Кроме этого дороги зимой посыпают песком во избежание гололеда. Естественно песок остается в толще снега до весны.
В течение зимы вредные вещества продолжают поступать в окружающую среду, так как деятельность человека продолжается круглый год. Определить какие именно вещества поступают в атмосферу и каковы последствия их влияния на окружающую среду можно в зимний период с помощью анализа снежного покрова данной территории. Сделав анализ можно точно определить загрязнение какими веществами наиболее опасно для здоровья человека и природы. Так же можно сделать прогноз о последствиях выбросов в атмосферу выхлопных газов и других твердых частиц.
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Количество участников
|
Целевые группы
|
Ответственный педагогический
работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
5.5
|
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации).
|
Январь
2023 г
|
12
|
Уч-ся 9 класса, родители
|
Власова А.Е.
|
Создать целевые группы для выполнения задания
- Изучить степень
загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова
- Подготовить отчёт о выполнении задания
|
Составлен план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации).
|